Ялта, ул. Морская
Неподдельное восхищение у всех прибывших в Ялту гостей города вызывает величественный собор, освещенный во имя Святого Александра Невского. Строительство храма было ознаменовано в честь Александра II, который погиб от рук народовольцев.
Изначально проект православного храма разрабатывал К.И. Эшлиман – известный в России архитектор, однако план не был утвержден. Тогда работу поручили Н.П. Краснову, который привлек к соавторству не менее талантливого умельца - П.К. Теребенева. Для фасада собора был выбран стиль, традиционный для Древней Руси. Для этого в качестве декоративных элементов планировалось применить многочисленные пилястры, порталы, киотцы, сердечки. Главный крылец выполнен в виде шатра, который придает всему сооружению дополнительную живописность и нарядность. В качестве основного цвета фасада был выбран белый, который ярко дополнялся розовыми деталями. Вкупе с серебристой кровлей и позолоченными куполами воссоздается невероятный облик православной святыни, который захватывает дух своим великолепием.
Здание церкви имеет два яруса. В непосредственной близости к храму пристроена высокая колокольня, которая разделяется на три яруса. Изначальный проект обители предполагал наличие 11 колоколов, которые были отлиты в Москве. Главный колокол был достаточно масштабным. Его вес составлял 428 пудов. Согласно сохранившимся данным все 11 колоколов были подарены Н.Д. Стахеевым, который занимался меценатской деятельностью.
Внутреннее оформление храма не менее яркое и эстетически привлекательное. Над созданием интерьера трудились лучшие отечественные и зарубежные мастера. Для этого в 1901 году стартовал конкурс, который был направлен на то, чтобы выбрать самого талантливого человека, который смог бы придать храму необыкновенную красоту. Победителем этого всероссийского конкурса стал С. П. Крошечкин, который принял непосредственное участие во внутреннем оформлении интерьера. И.Мурашко, известный к тому времени киевский художник, принялся за роспись иконостаса и свода храма. По проекту Краснова он расписал и стены собора в византийском стиле. Для создания мозаики на внешней стороне фасада были приглашены ученики Антонио Сальвиати – выдающегося мастера из Венеции. Иконы для собора были заказаны лучшим мастерам Владимирской губернии, которые применили для их создания все свое умение и талант.
Несмотря на негативные страницы в истории храма, в частности в советские годы, храм с 1945 года и до сегодняшнего дня осуществляет богослужения. Православному братству возвратили здание воскресной школы, в которой проводятся занятия с детьми.